Научные школы как отражение концептуальных статусов науки
https://doi.org/10.18384/2310-6646-2023-2-15-24
Аннотация
Цель. Целью исследования выступают выявление признаков и осмысление деятельности научных школ как отражения концептуальных статусов науки.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ научной литературы, в которой отражены различные аспекты деятельности научных школ, приведён анализ взглядов исследователей на роль научных школ в системе иерархических взаимосвязей, возникающих в процессе научного познания.
Результаты. Проведённый анализ показал, что именно научные школы определяют высокий статус научного знания, являются основанием для дальнейшего развития науки как системы познания и объяснения фактов и событий человеческого бытия, основанного на методологических основаниях «коллективного разума», стремящегося к всеобъемлющему познанию Истины. По итогам исследования сделан вывод о том, что для отнесения коллектива учёных к научной школе должны быть соблюдены определённые параметрические основания, дающие возможность говорить о том, что коллектив учёных достиг уровня организации и научной результативности, характерного для «научной школы».
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён новый материал по исследуемой теме, в научный оборот введены критерии, позволяющие говорить о том, что коллективом учёных удалось создать научную школу, повысив статус исследуемой научной проблематики до уровня истинного знания. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе написания научных исследований, учебников, методических материалов по вопросам, касающимся роли научных школ в познании объективной реальности.
Об авторах
Е. Ю. ЗаборовскийРоссия
Заборовский Евгений Юрьевич – аспирант кафедры экономического и финансового образования
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
О. М. Толмачев
Россия
Толмачев Олег Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического и финансового образования
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Аузан А. А., Курдин А. А. Институциональный аспект эволюции научных школ // Проблемы прогнозирования. 2022. С. 91–100.
2. Вебер М. О внутреннем призвании к науке // Вебер М. Избранные произведения / сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
3. Гостев Р. Г. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2017. № 3. С. 247–259.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. Л. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991. С. 5–380.
5. Иванова С. В. Научная школа: цели, преимущества и риски институционализации // Ценности и смыслы. 2022. № 1. С. 6–27.
6. Ковалёв А. В. Институциональные аспекты деятельности научной школы // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2020. Т. 30. № 2. С. 208–216.
7. Кребс Г. Становление учёного // Природа. 1969. № 3. С. 53–59.
8. Кузнецова Н. И. Параметры научной школы: к постановке проблемы // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. 2022. № 4. С. 261–268.
9. Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Кун Т. Структура научных революций / сост. В. Ю. Кузнецов. М.: АСТ, 2003. С. 539–576.
10. Николов Н. О. Научная школа как перспективный уровень развития научно-исследовательского коллектива // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4. С. 113–125.
11. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 3 / пер. В. М. Бакусева, К. А. Свасьяна. М.: Культурная революция, 2014. С. 313–596.
12. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4 / пер. Ю. М. Антоновского. М.: Культурная революция, 2007. С. 11–330.
13. Соловей А. П. Научная школа в системе факторов повышения // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2022. № 3. С. 268–278.
14. Шадже А. Ю. Междисциплинарная методология в научной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 4. С. 85–94.
15. Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. А. Н. Малинкина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. 320 с.
16. Popper K. Normal Science and its Dangers // Criticism and the Growth of Knowledge. Cambrige, Cambrige University Press, 1970. P. 51–58.
17. Weisskopf V. F. Knowledge and Wonder: The Natural World as Man Knows It. New York: Anchor Books, 1966. 282 p.