Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИВ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

https://doi.org/10.18384/2310-6646-2021-3-122-137

Аннотация

Цель. Рассмотреть влияние пандемии COVID-19 на развитие малого и среднего бизнеса в России, экономическую ситуацию, сложившуюся в стране в условиях кризиса, на примере рынка розничной торговли 2006-2021 гг. Процедура и методы. Исследован торговый сегмент России в условиях пандемии. Рассмотрены индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле, оборот розничной торговли, средняя численность работников в организациях розничной торговли за 2006-2020 гг. Все эти показатели, в т. ч. и прогнозные на 2021 г., демонстрируют негативные значения. Результаты. В ходе анализа выявлено, что предпринимательская уверенность в 2020 г. снизилась по сравнению с предыдущими периодами, даже, несмотря на государственную поддержку, экономическая ситуация значительно ухудшилась. Многие предприятия в условиях пандемии COVID-19 стали сокращать своих сотрудников, т. к. произошло снижение оборота розничной торговли. Теоретическая и/или практическая значимость. По итогам исследования автором выявлены факторы, ограничивающие производственную деятельность бизнеса в России: недостаток финансовых средств для открытия или развития бизнеса; высокие транспортные издержки и арендную плату, которые включаются в расходы организаций при определении налого-облагаемой прибыли и тем самым увеличивают себестоимость выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг); высокая конкуренция особенно в сфере розничной торговли; высокий уровень налогов. Исследована налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 г., показаны отрасли, имеющие большую налоговую нагрузку, и отрасли, имеющие маленькую налоговую нагрузку.

Об авторе

Г. Н. Семенова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Аванесян Э. А. Оценка воздействия COVID-19 на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства // Кант. 2020. № 4 (37). С. 15-19.

2. Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденция развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 71-82.

3. Зимовец А. В., Сорокина Ю. В., Ханина А. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 1337-1350.

4. Кийски С. В., Семёнова Г. Н. Специальные налоговые режимы для развития малого и среднего бизнеса // Современные проблемы, тенденции и перспективы развития предпринимательства в России / отв. ред. Т. Б. Фонина. М., 2021. С. 17-26.

5. Китрар Л. А., Липкинд Т. М., Остапкович Г. В. Индикаторы деловой активности в сфере услуг: отраслевые тенденции в период коронакризиса. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 11 с.

6. Левашенко А. Д., Коваль А. А. Меры финансовой и нефинансовой поддержки МСП в условиях ситуации с COVID-19 // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 66-70.

7. Панькова Д. А. Состояние и поддержка малого и среднего бизнеса в период пандемии 2020 года // Современные проблемы, тенденции и перспективы развития предпринимательства в России / отв. ред. Т. Б. Фонина. М., 2021. С. 153-157.

8. Семенова Г. Н. Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 667-671.

9. Семенова Г. Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России / отв. ред. Л. И. Чистоходова. М., 2017. С. 28-31.


Рецензия

Просмотров: 2275


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5040 (Print)
ISSN 2949-5024 (Online)