Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика

Расширенный поиск

Генезис проектных методологий: влияние философских парадигм на формирование подходов к управлению проектами

https://doi.org/10.18384/2949-5024-2024-1-18-33

Аннотация

Цель. Провести сравнительный анализ философских оснований каскадных и гибких методологий управления проектами и показать влияние философских парадигм на формирование подходов к управлению проектами.

Процедуры и методы. В качестве основных исследовательских методов использовались контент-анализ научной литературы, методы анализа, сопоставления и интерпретации результатов разных исследований.

Результаты. Автор приходит к ключевому выводу, что понимание философских оснований методологий управления проектами является важным фактором для выбора наиболее конструктивного подхода к управлению конкретным проектом. Философский контекст каскадных и гибких методологий управления проектами может определять основные принципы, ценности и предпосылки, на которых строятся эти методологии. Учёт философских аспектов методологий может помочь менеджерам проектов принимать обоснованные решения и повысить эффективность их управления.

Теоретическая и практическая значимость. Тема управления проектами в последние годы значительно эволюционировала, появились различные методологии и подходы для решения сложных задач, присущих выполнению проектов. В работе рассматривается генезис проектных методологий, поясняющий влияние философских парадигм на формирование подходов к управлению проектами. В ходе исследования рассматривается, как различные философские парадигмы, такие как прагматизм и реализм, повлияли на развитие проектных методологий. Автор проводит сравнительный анализ философских оснований каскадных и гибких методологий управления проектами, показывая их ключевые различия. Посредством анализа современных методологий управления проектами в работе показано, как каждая парадигма вносит свой вклад в их формирование. 

Об авторе

А. В. Чернобай
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Сибирский институт управления (филиал)
Россия

Чернобай Артем Владимирович – аспирант кафедры менеджмента

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6



Список литературы

1. Артамошкина А. А., Сычева С. М., Халимон Е. А. Методы и инструменты проектного управления, используемые в производственных организациях // Вестник Государственного университета управления. 2023. № 2. С. 5–12.

2. Витгенштейн Л. Философские исследования. М.: АСТ, 2018. 352 с.

3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: АСТ, 2020. 160 с.

4. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.

5. Зайцева И. А., Ебата В. Ш., Ковбаса Н. А. Практика применения методологий Agile, Scrum в ИТ-проектах // Индустриальная экономика. 2021. № 1. С. 62–69.

6. Карделов Н. В., Шаховская Л. С. Сравнительный анализ применения Аgile подходов и технологий в России и мире // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2023. № 2. C. 194–199.

7. Костриков В. В. Применение каскадной модели и гибких методологий при разработке программных продуктов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. № 9. C. 171–173.

8. Кровяков П. М. Анализ и оценка ключевых методов управления ИТ-проектами // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. C. 282–284.

9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1970. 292 с.

10. Мухамадеева Р. М., Шубина Ю. С., Мансурова К. А. История развития гибких методологий проектного управления и обзор их предшественников // Научные известия. 2022. № 28. C. 364–367.

11. Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000. 349 с.

12. Поддубная М. Н., Ичмелян И. Ф. Особенности внедрения методологии Scrum в процесс управления проектами компании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 5–2 (99). C. 210–216.

13. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2005. 447 с.

14. Anderson D. J. Kanban: successful evolutionary change for your technology business. Sequim, WA: Blue Hole Press, 2010. 278 p.

15. Chia R., Morgan S. Educating the philosopher-manager // Management learning. 1996. № 27. Р. 37–64.

16. Cobb C. G. The project manager’s guide to mastering agile: principles and practices for an adaptive approach // PM World Journal. 2015. Vol. 4. Iss. 9. 403 p.

17. Joullie J. E. The philosophical foundations of management thought // Academy of Management Learning & Education. 2016. Vol. 15. № 1. P. 157–179.

18. Kloppenberg J. T. Pragmatism: an old name for some new ways of thinking // Organization of American Historians. 1996. Vol. 83. № 1. P. 100–138.

19. Kerzner H. Project management: a systems approach to planning, scheduling, and controlling. New York: John Wiley & Sons, 2009. 1094 p.

20. Manifesto for Agile software development [Электронный ресурс] / K. Beck, M. Beedle, A. van Bennekum, et. al. [2001]. URL: https://agilemanifesto.org (дата обращения: 12.04.2023).

21. Poppendieck M., Poppendieck T. Lean software development: Аn Agile toolkit. AddisonWesley Professional, 2003. 240 p.

22. Russell B. The problems of philosophy. New York: H. Holt, 1912. 272 p.

23. Schwaber K., Sutherland J. The Scrum Guide, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scrumguides.org/scrum-guide.html (дата обращения: 02.04.2023).

24. Senge P. M. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. New York: Doubleday/Currency, 1990. 440 р.


Рецензия

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5040 (Print)
ISSN 2949-5024 (Online)