Факторный анализ эволюции рынка автомобильных шин в Российской Федерации
https://doi.org/10.18384/2949-5024-2024-3-93-106
Аннотация
Цель. Выявление и оценка факторов эволюции рынка автомобильных шин и разработка предложений по его гармонизации.
Процедура и методы. Совокупность предпосылок эволюции сведена к трём факторам: рост продаж и парка автомобилей; сокращение числа производителей и объёмов их производства; дефицит материалов химической промышленности для производства шин. Ранжирование факторов выполнено на основе критерия значимости. Исследование опирается на массив данных статистического наблюдения за 2020 –2023 гг. Используются методы факторного и статистического анализа, а также экспертные оценки.
Результаты. Осуществлены выявление, оценка и ранжирование факторов эволюции рынка шин. По результатам исследования сформулированы предложения о мерах по поддержанию рынка в состоянии, соответствующем критериям сбалансированности и повышения суверенитета в сфере обеспечения шинной продукцией.
Теоретическая и практическая значимость. Состоит в комплексном подходе к решению проблемы балансирования рынка на основе развития отечественных компетенций и производств при одновременном рациональном использовании иностранных активов, ранее локализованных в Российской Федерации.
Об авторах
В. В. СеменихинРоссия
Семенихин Владимир Викторович – аспирант кафедры финансово-экономического и бизнес-образования
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А
Ю. А. Крупнов
Россия
Крупнов Юрий Александрович – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансово-экономического и бизнес-образования
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А
Список литературы
1. Валова Ю. И. Современный мировой экономический кризис: вероятность и возможные последствия // Банковское дело. 2023. № 6. С. 24–31.
2. Иванов В. В. Реформы науки – новый вектор // Экономика науки. 2023. № 9 (1). С. 8–20. DOI: 10.22394/2410-132X-2023-9-1-8-20
3. Институты обеспечения устойчивого развития российской экономики / И. И. Беляев, В. Н. Бобков, С. Н. Гришкина и др. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2024. 466 с. DOI: 10.29030/978-5-394-05222-4-2022
4. Крупнов Ю. А. Специфические факторы экономического кризиса // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Экономика. 2021. № 4. С. 6–18. DOI: 10 18384/2310-6646-2021-4-6-18
5. Куприна А. К. Факторный анализ эффективности функционирования современной организации // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2023. № 20. С. 79–83.
6. Куранов Г. О., Стрижкова Л. А., Тишина Л. И. Межотраслевые и факторные модели в макроэкономическом анализе и межотраслевых исследованиях // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 2. С. 5–23. DOI: 10.34023/2313-6383-2021-28-2-5-23
7. Ларионова Г. Н., Масяева Г. И. Современное состояние на рынке шинной отрасли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1 (95). С. 166–169. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-1-1-166-169
8. Муждабаева Э. Э., Ярош О. Б. Исследование влияния пандемии на динамику продаж на автомобильном рынке // Актуальные проблемы коммерции и предпринимательства: материалы VI региональной научно-практической конференции, Симферополь, 21 апреля 2021 г. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2021. С. 110–115.
9. Напалкова А. А., Овчинникова И. А. Методика сегментирования рынка на основе факторного и кластерного анализов на примере розничного сектора фармацевтического рынка // Практический маркетинг. 2016. № 5 (231). С. 38–48.
10. Перспективы импортозамещения в малотоннажной химии / Н. К. Савельева, А. А. Созинова, Е. В. Ганебных, Т. В. Байбакова, О. В. Фокина, В. И. Беспятых // Журнал прикладных исследований. 2022. № 3–1. С. 59–64. DOI: 10.47576/2712-7516_2022_3_1_59
11. Тамоян У. С. Методы проведения детерминированного факторного анализа // Научно-Исследовательский Центр «Science Discovery». 2022. № 11. С. 420–423.
12. Терских В. М., Корягин М. Е., Катаргин В. Н. Статистическое обоснование кризисной ситуации на автомобильном рынке // Транспорт на альтернативном топливе. 2023. № 2 (92). С. 36–43.
13. Шейгец Р. В., Прокопов С. П., Мяло О. В. Анализ производителей автомобильных шин на российском рынке // Инновационные технологии в АПК, как фактор развития науки в современных условиях: сборник VI Международной научно-практической конференции, Омск, 18 ноября 2021 г. Омск: Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 2021. С. 461–467.
14. Шишкина Н. Н., Закирова Л. Ю. Перспективы производства адгезионных добавок в Российской Федерации // Управление устойчивым развитием. 2023. № 3 (46). С. 16–22. DOI: 10.55421/2499992X_2023_3_16