Научная деятельность как фактор, определяющий структурные сдвиги в экономике
https://doi.org/10.18384/2949-5024-2025-3-6-14
Аннотация
Цель. Заключается в исследовании изменений структуры экономики в период пятой научнотехнической революции, выявлении элементов, ускоряющих темпы экономического роста страны.
Процедура и методы. Методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, статистики. Применены методы анализа, сравнения, обобщения и интерпретации результатов исследования.
Результаты. В исследовании определены взаимосвязанные факторы, характеризующие общество знаний, раскрывающие тренд экономического развития: стремительно увеличивающаяся роль знания во всех сферах деятельности; развитие НИИ и рост применения научных знаний, внедрение в производственные процессы передовых технологий и их эффективное функционирование; экономический потенциал процесса цифровизации компаний, способствующий достижению нового уровня производительности; развитие инфраструктуры, позволяющей сохранять и передавать знания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыта значимость научно-технической революции, оказывающей несомненное влияние на изменение ресурсов, на материальнотехнические условия труда рабочих, на трансформацию роли и места человека в производственных процессах и на структурные сдвиги в экономике.
Об авторах
В. В. ДеминаРоссия
Демина Вера Викторовна (г. Москва) – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и менеджмента, профессор кафедры финансово-экономического и бизнес-образования
М. Н. Лавров
Россия
Лавров Михаил Николаевич (г. Москва) – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансово-экономического и бизнес-образования, доцент кафедры продюсерства исполнительских искусств
Список литературы
1. Алексеева И. Ю. Что такое общество знаний? [Электронный ресурс] // Институт Философии РАН. М.: Когито-Центр, 2009. URL: http://iph.ras.ru/page46589323.htm (дата обращения: 01.02.2025).
2. Богомолов А. И., Невежин В. П. Виртуальная экономика против цифровой // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 1. С. 92–97.
3. Глазьев С. Ю., Косакян Д. Л. Состояние и перспективы формирования 6-го технологического уклада в российской экономике // Экономика науки. 2024. Т. 10. № 2. С. 11–29. DOI: 10.22394/2410-132X-2024-10-2-11-29
4. Демина В. В. Свободное время как ценность человеческих ресурсов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 34–41. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-1-34-41
5. Дятлов С. А., Чжоу В. Институты развития экосистем искусственного интеллекта в России и Китае // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 19–24.
6. Желтенков А. В., Демина В. В., Ялалетдинова Э. А. Рынок образовательных услуг как фактор развития современной экономики. М.: МГОУ, 2014. 158 с.
7. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Высшая школа менеджмента, 2011. 548 с.
8. Кульков В. М. Цифровая экономика: надежды и иллюзии // Философия хозяйства. 2017. № 5. С. 145–156.
9. Сухарев О. С. Экономический рост в России: структура, инвестиции и «экономика знаний» // Проблемы рыночной экономики. 2024. № 1. С. 33–45. DOI: 10.33051/2500-2325-2024-1-33-45
10. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ. 2004. 795 с.
11. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 32–45.
12. Чулок А. Базовые предпосылки экономики будущего // ПостНаука : [сайт]. URL: https://postnauka.ru/video/82498 (дата обращения: 18.01.2025).
13. Щепина И. Н., Бородина А. А. Цифровая экономика как одна из моделей развития постиндустриального общества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 97–105.
14. Юдина Т. Н., Тушканов И. М. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии // Философия хозяйства. 2017. № 1. C. 193–200.
15. Quality of Education as a Requirement of Modern Society / V. Demina, S. Demina, O. Kozhukalova, I. Zayakina // E3S Web of Conferences: 8th Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020 (Rostovon-Don, 19–30 августа 2020 г.). Rostovon-Don, 2020. Publication No. 22031. DOI: 10.1051/e3sconf/202021022031