РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ В АНАЛИЗЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЛОЖНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
https://doi.org/10.18384/2310-6646-2022-3-58-66
Аннотация
Цель. Статья посвящена анализу степени влияния потребительской оценки на общую конкурентоспособность компании, выпускающей сложно-техническую и инновационную продукцию, и управление качеством товаров в процессе его движения по всем стадиям жизненного цикла на основе расчёта нормы потребительной стоимости.
Процедура и методы. В ходе исследования были рассмотрены теоретические, методологические и практические аспекты определения иерархии факторов, влияющих на конкурентоспособность компаний и механизм формирования Нормы потребительной стоимости (НПС) при помощи потребительской оценки.
Результаты. Составлена матрица попарного сравнения факторов, влияющих на конкурентоспособность компании на основе шкалы экспертных оценок. Показана неодинаковая значимость различных факторов для потребителей сложно-технической продукции. Исследована роль НПС и потребительской оценки как основополагающих категорий бренд-маркетинга.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена степень влияния различных факторов на конкурентоспособность сложно-технической продукции. Показана целесообразность использования потребительской оценки в анализе конкурентоспособности компании. На примере вычисления вектора приоритетов для российского рынка автомобилестроения, сделан вывод, что наибольшее влияние на уровень конкурентоспособности компании оказывает качество производимого ею товара, управлять которым предприятию помогает расчёт и отслеживание нормы потребительной стоимости на всех этапах жизненного цикла товара.
Об авторах
Е. В. ДжамайРоссия
Джамай Екатерина Викторовна – доктор экономических наук, доцент, учёный секретарь; профессор кафедры управления высокотехнологичными предприятиями
111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2
Н. Б. Землянская
Россия
Землянская Наталия Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
Н. В. Казакова
Россия
Казакова Наталья Вячеславовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
Список литературы
1. Джамай Е. В., Землянская Н. Б., Казакова Н. В. Механизмы оценки конкурентоспособности высокотехнологического предприятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 4. C. 41–47.
2. Желтенков А. В., Рябиченко С. А., Сюзева О. В. Проблемы управления программами развития предприятий промышленного типа // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 3. С. 69–75.
3. Землянская Н. Б., Казакова Н. В., Сазонов А. А. Особенности применения современных инновационных технологий в сфере маркетинга как способа увеличения показателей конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 84–90.
4. Инновационные технологии в системе российского маркетинга: коллективная монография / под ред. Н. С. Перекалиной, С. В. Сухова. М.: ФОРУМ. 2007. 208 с.
5. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учебное пособие. 16-е изд., испр. М.: Просвещение. 2008. 398 с.
6. Перекалина Н. С. Качество в системе маркетинга. М.: Система, 1992. 152 с.
7. Полосков С. С., Желтенков А. В. Высокотехнологичные наукоёмкие предприятия и их позиционирование в конкурентной среде // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 155–163.
8. Портер М. Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата: практическое пособие / пер. Е. Калинина. М.: Альпина Паблишер, 2019. 716 с