Факторный анализ формирования лояльности потребителей к корпоративному бренду
https://doi.org/10.18384/2949-5024-2025-3-65-75
Аннотация
Цель. Анализ и оценка факторов формирования лояльности потребителей к корпоративному бренду в сфере розничной торговли.
Процедура и методы. Применены научные методы наблюдения, описания и факторного анализа процессов формирования бренда организации розничной торговли.
Результаты. Основное содержание исследования составляет анализ и оценка факторов формирования лояльности потребителей к корпоративному бренду в сфере розничной торговли. Процесс создания привлекательного корпоративного образа рассматривается как результат маркетинговой деятельности с широким использованием цифровых технологий и современных средств коммуникации. Исследуется влияние качества товаров и услуг, удовлетворённости клиентов, имиджа организации и её репутации на лояльность клиентов. Установлено, что основным фактором формирования лояльности потребителей является качество продукции и обслуживания покупателя. Обосновывается важность формирования всех основных составляющих имиджа, включая имидж бренда, товара и потребителя, а также визуальный и социальный элементы имиджа. В целях выявления потребительских предпочтений предложено использование матрицы развертывания функции качества.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость состоит в обосновании приоритета качества товара и обслуживания покупателя для формирования его лояльности бренду. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов при создании имиджа фирмы в сфере ритейла.
Об авторах
Е. О. КатулинРоссия
Катулин Егор Олегович (г. Москва) – аспирант кафедры финансово-экономического и бизнес образования
Ю. А. Крупнов
Россия
Крупнов Юрий Александрович (г. Москва) – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансово-экономического и бизнес образования Государственного университета просвещения;
Список литературы
1. Кант М. Д. Р. Лояльность потребителей в условиях цифровизации экономики как объект исследования // Инновации и инвестиции. 2022. № 12. С. 293–298.
2. Капустина Л. М., Журавлёва А. Ю., Кронидова Л. П. Применение метода Кано для оценки удовлетворённости потребителей // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 17 мая 2018 г.): В 2 ч. Иркутск: Издательство БГУ, 2018. Ч. 1. С. 105–110.
3. Коровникова Н. А. Поведенческая экономика: современное состояние и перспективы развития // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 9–14.
4. Нечеухина Н. С., Мустафина О. В. Инструментарий исследования и оценки потенциала потребительского рынка услуг в трансформируемой экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. Т. 13. № 5. С. 120–135. DOI: 10.18721/JE.13509
5. Райхельд Ф. Ф. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности / пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 383 с.
6. Рахманкина А. Р. Роль социальных сетей в рекламе: современные тренды и форматы // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 108-2. С. 136–138. DOI: 10.18411/trnio-04-2024-96
7. Роджерс С., Ринне Л., Мун Ш. Истинная лояльность: как взломать код верности клиента / пер. с англ. М. Витебский, М. Прилуцкая. СПб.: Альпина Паблишер, 2022. 308 с.
8. Стратегия развития розничного ритейла: использование современного инструментария повышения лояльности потребителей / С. В. Баранова, Е. П. Лидинфа, А. В. Панин, М. М. Кислицкий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 4. С. 127– 140. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-4-127-140
9. Тебекин А. В. Модель удовлетворённости потребителя Н. Кано как основа развития концепции инновационного подхода к управлению в 1990-е годы // Стратегии бизнеса. 2019. № 7 (63). С. 21–27. DOI: 10.17747/2311-7184-2019-7-21-27
10. Томилова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 51–58.
11. Удальцова Н. Л. Корпоративный имидж как нематериальный актив компании // Экономические науки. 2023. № 1 (218). С. 302–307. DOI: 10.14451/1.218.621
12. Федосенко А. А. Лояльность потребителя: маркетинговый аспект // Век качества. 2022. № 2. С. 100–111.
13. A Distance-based Methodology for Increased Extraction of Information from the Roof Matrices in QFD Studies / Z. Iqbal, N. P. Grigg, N. M. Campbell-Allen, K. Govindaraju // International Journal of Production Research. 2016. Vol. 54. No. 11. P. 327–329. DOI: 10.1080/00207543.2015.1094585
14. Gardner B. B., Levy S. J. The Product and the Brand // Harvard Business Review. 1955. Vol. 33. Nо. 2. P. 33–39.