ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель. Определить роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности в результате воздействия пандемии COVID-19 на экономику Российской Федерации. Рассмотреть критериальный характер развития государственного регулирования внешней торговли, т. е. по уровню нормативно-правового регулирования и практического применения мер по контролю за перемещением товаров через таможенную и государственную границу.
Процедура и методы. В исследовании были использованы методы компаративного и критического анализа, синтеза и статистического наблюдения.
Результаты.Затронуты вопросы законодательного регулирования ввоза и/или вывоза товаров участниками внешней торговли посредством инструментов государственного воздействия. Проанализированы согласительные и отсылочные процедуры следования нормативно-правовым нормам национального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Обзор усилий государства по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции представлен с помощью мер нетарифного и таможенно-тарифного регулирования.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования напрямую отражают необходимость и срочность актуализации законодательного механизма применения государственных инструментов по регулированию внешней торговли в отношении главных экономических субъектов – участников внешнеторговой деятельности.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Цель. Проработать существующий спектр проблем в сфере управления корпоративными рисками, используя современный инструментарий внутренней проверки.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели предлагается провести подробный анализ и оценку совокупности исследований междисциплинарного характера в области управления рисками и внутренней проверки, разработать специальную модель, которая позволит осуществлять детальную внутреннюю проверку в рамках уже действующей на предприятии интегрированной системы управления.
Результаты. Определены основные группы аспектов программы, направленной на проведение внутренней проверки, с учётом как уже действующих в отрасли стандартов в области управления, так и стратегических зон хозяйствования. Выявлены основные цели организации и проведения внутренней проверки в границах интегрированной среды управления менеджмента организации. Приведена схема расположения внутренней проверки в рамках системы управления рисками.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные будут полезны в разработке комплекса практических мероприятий, оптимизирующих процесс контроля со стороны менеджмента предприятия за бизнес-процессами организации, что в итоге приведёт к снижению количества потенциальных рисков. Использование моделей позволит организациям в полной мере раскрыть свои скрытые внутрикорпоративные резервы.
Цель.Проанализировать динамику и структуру российско-германских экономических отношений в аспекте национальных интересов России, в т. ч. интересов российского бизнеса.
Процедура и методы. При проведении исследования применены методы системного анализа, сравнения, обобщения, индукции и дедукции.
Результаты.Проанализированы динамика и структура товарооборота России и Германии, инвестиционные потоки 2-х стран. Акцентировано внимание на анализе товарооборота и инвестиций в контексте экономического развития России, что соответствует национальным интересам России и российского бизнеса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость анализа экономического взаимодействия России и Германии на современном этапе определяется выводом, что прежняя модель взаимоотношений, в которой Россия поставляла в основном топливные и сырьевые товары, а Германия – готовые промышленные и потребительские изделия, изжила себя. Ей на смену идёт новая модель, содействующая развитию России в условиях цивилизационного противостояния с Западом. В ней уже присутствуют элементы, которые и привели к этому противостоянию. Речь идёт не только о расширении спектра товаров, которые идут на внешний рынок, но и об инвестиционной составляющей экономического взаимодействия 2-х стран, которая, в свою очередь, свидетельствует о возможных противоречиях между российским и германским бизнесом. Эту тенденцию надо не просто констатировать, её необходимо учитывать правительству РФ и национально ориентированному бизнесу России.
Цель. Раскрыть экономические возможности органа местного самоуправления по содержанию и развитию социальной сферы монопрофильного муниципального образования в контексте развития градообразующего предприятия в условиях пандемии.
Процедура и методы. В работе использованы общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, сравнительный и иные методы научного познания.
Результаты. По результатам исследования представлены рекомендации, направленные на развитие экономического взаимодействия органов местного самоуправления и администрации градообразующих предприятий в условиях пандемии. Использовались данные Федеральной службы государственной статистики, администрации Курской области, г. Железногорска и холдинга «Металлоинвест».
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа позволяет теоретически и практически осмыслить специфику, природу и сущность действующей модели моногородов в условиях пандемии как одну из форм градообразования в Российской Федерации. Полученные выводы могут использоваться при внесении изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ при осуществлении экономической деятельности органов местного самоуправления и в научных исследованиях. Внедрение термина «моногород» для монопрофильного образования позволит обеспечить условия для дальнейшего совершенствования местного самоуправления.
Цель. Разработать адаптивную многокомпонентную систему управления рисками высокотехнологичного предприятия, которая не только смогла бы учитывать текущие цели и задачи, поставленные менеджментом предприятия в сфере тактического планирования, но и позволила бы принимать во внимание спектр изменений в деловой среде с последующей корректировкой внутренних бизнес-процессов предприятия в соответствии с выбранными стратегиями развития.
Процедура и методы. Проведён анализ профильной отечественной научной литературы, который показал, что в методических указаниях нет универсального подхода к разработке систем данного типа, а значит, необходимо обновление существующих методов в области управления рисками.
Результаты.Приведены классификация рисков высокотехнологичного предприятия с позиции системного подхода и учёта динамики их непосредственного воздействия на объект, авторская классификация видов рисков, которая позволяет определить, а затем и систематизировать риски по времени их воздействия на объект управления. Составлены этапы разработки адаптивной многокомпонентной системы управления рисками.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснована потребность в дополнении уже существующей на высокотехнологичных предприятиях системы управления рисками обновлёнными методиками количественной и качественной оценки рисков, что позволит сформировать грамотные стратегии в области риск-менеджмента, а значит и минимизировать влияние рисков на процесс работы высокотехнологичных предприятий.
Цель.Выявление проблемных ситуаций в сфере образования, связанных с процессом его цифровизации. Анализ влияния пандемии на развитие дистанционных форм обучения.
Процедура и методы.Проведён качественный анализ процессов диждитализации обучения с использованием данных отечественных и зарубежных исследований, влияния на организацию труда учителей и преподавателей, на удовлетворённость и результаты обучающихся. Использованы методы: сравнения и обобщения, контент-анализа, статистические методы.
Результаты.По итогам исследования сделан вывод, что вынужденность экстренной цифровизации образования вследствие пандемии усугубила ряд негативных моментов: недостаточная продуманность сервисов, эмоциональное истощение и разобщённость работников и учащихся, снижение возможностей креативной деятельности.
Теоретическая и/или практическая значимость.Обоснована необходимость развития смешанных форматов обучения, сочетающих онлайн-коммуникации и аудиторные занятия. Сформулированы предложения по персонализации образовательных траекторий студентов на основе цифровых технологий.
Цель.Анализ практики разработки брендука Орловского государственного института культуры в рамках ребрендинга вуза.
Процедура и методы. В статье рассмотрены некоторые приёмы разработки брендбука для творческого вуза. При проведении исследования применены общелогические методы, контент-анализ источников по заявленной проблематике, SWOT- и PEST-анализ деятельности вуза, метод интерпретации результатов.
Результаты. Данный материал представляет собой авторскую позицию в изучении одной из актуальных проблем маркетинга в сфере высшего образования – формирования и управления брендами вузов. На примере конкретного вуза рассмотрены основные этапы процесса разработки брендубка, его структурные элементы, отличительные особенности и уникальность. Подчёркивается неизбежность систематической трансформации брендука и айдентики образовательной организации под влиянием изменений визуальных коммуникативных тенденций. В определённый момент своего развития вновь становится актуальной задача укрепления бренда вуза, использования широкого арсенала маркетинговых коммуникаций с целью завоевания положительного имиджа и доверия к нему со стороны реальной и потенциальной целевой аудитории.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования оформлены в нормативный документ «Брендбук. Руководство по использованию фирменного стиля», а также разработано Положение о символике института.
Цель. Разработать механизм предотвращения конфликтов хозяйственного освоения арктических регионов и местного населения на основе экспертных оценок приоритетности и оптимального выбора компенсационных проектов.
Процедура и методы. Создана система шкал проведения экспертных оценок и процедуры их обработки с последующим выбором оптимального набора компенсационных проектов, обеспечивающих удовлетворение интересов населения. В качестве целевой направленности проектов выступают экологическая реабилитация, рост рабочих мест, обеспечение медицинского обслуживания, образование, строительство предприятий местной промышленности, внедрение современных методов рыборазведения и др.
Результаты.В статье приведена экономико-математическая модель, включающая ограничения, основанные на условиях удовлетворения интересов отдельных групп населения, и позволяющая минимизировать суммарные затраты на выбираемые компенсационные проекты. Представленные графики позволяют провести преобразование дискретных экспертных оценок в непрерывную шкалу, что даёт возможность использовать их при формировании условий удовлетворения интересов групп населения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Гибкость подхода даёт возможность лёгкой адаптации разработанного механизма предотвращения конфликтов между предприятиями любой отрасли и местным населением в арктических регионах России.
Цель. Кластеризация и сравнительный анализ регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития.
Процедура и методы. Кластеризация проводилась по основным характеристикам, отражающим уровень социально-экономического развития регионов РФ, методом k-средних с использованием аналитической платформы «Deductor».
Результаты. На основе имеющихся статистических данных выявлены 3 кластера, на которые можно разбить регионы РФ по их социальному и экономическому положению. Проведён анализ выявленных кластеров для определения существенных различий в их социально-экономическом положении и направлениях дальнейшего развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты можно использовать для повышения качества и обоснованности решений в социальной и экономической сфере с учётом уровня развития разных кластеров.
Цель.Определить особенности технологической трансформации региона как объекта, входящего в единую государственную программу стратегического планирования, реализуемую в рамках перехода к цифровой экономике.
Процедура и методы. В ходе исследования были использованы общенаучные приёмы анализа и синтеза, проанализированы профильные материалы, отражающие основные направления стратегического планирования и технологической трансформации региона, представленные в научных работах как отечественных, так и зарубежных учёных, проведён анализ текущей нормативно-законодательной базы в области формирования государственной стратегии развития.
Результаты. Разработан обновлённый состав инструментов, входящих в новую методологию развития регионального планирования в рамках технологической трансформации, учитывающий набор основных факторов научного и технологического развития субъекта Российской Федерации в цифровой экономике. Определён состав внутренних и внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс разработки компонентов, входящих в стратегию развития региона.
Теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотренный в рамках исследования круг вопросов в дальнейшем может стать базой для разработки принципиально новой региональной системы стратегического планирования в сфере технологической трансформации региона, что в итоге позволит улучшить процесс адаптации к требованиям цифровой экономики.
Цель. Исследовать налогообложение транспортным налогом и показать, какую роль занимает транспортный налог в доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
Процедура и методы. Рассмотрена динамика роста поступлений и начислений по транспортному налогу, проанализирована динамика удельного веса транспортного налога в бюджетах субъектов Российской Федерации. Недоимки по транспортному налогу рассмотрены в разрезе налогоплательщиков. В работе использованы методы: сравнительный, арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.
Результаты.Проведённый анализ выявил, что сумма налоговых платежей по транспортному налогу зависит от факторов: вида транспортного средства, ставки налога и повышающего коэффициента. Чем «старше» автомобиль, тем выше его налогооблагаемая база. Основная задолженность по транспортному налогу числится за физическими лицами.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлено, что с каждым годом недоимка по транспортному налогу увеличивается, и мер, применяемых к налогоплательщику со стороны налогового органа, явно недостаточно. Предложен административный инструмент для повышения налоговых поступлений от транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Цель. Анализ принятия решений и использования инструментов разработки стратегии поведения в условиях неопределённости, а также формирование пула инструментов управления возможностями.
Процедура и методы. Проведено исследование инструментов планирования и принятия решений в условиях глубокой неопределённости как основы проактивной позиции экономического субъекта. При оценке управления рисками использованы методология текстового анализа, а также методы сравнения, обобщения и интерпретации результатов.
Результаты. Сформирован набор инструментов планирования и принятия решений в условиях различных типов неопределённости. Обоснованы необходимость и актуальность формирования у экономических субъектов проактивной позиции в отношении условий глубокой неопределённости.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый комплексный анализ вызовов неопределённости, адаптация модели поведения, встраивание системы реагирования на вызовы внешней среды, внедрение инструментов поддержки принятия решений в условиях глубокой неопределённости – всё это позволит экономическим субъектам обеспечить конкурентоспособность в условиях VUCA-среды.
ISSN 2949-5024 (Online)